О Кораблях  
| Модели | Чертежи | История | О караблях |

Трёхмачтовый транспортный корабль "Баунти", построенный в 1783 г. и четыре года спустя купленный Британским адмиралтейством, остался в истории благодаря своей драматической судьбе, напоминающей сюжет приключенческого романа. 23 декабря 1787 г. Судно отправилось из Портсмута в дальнюю экспедицию. Командовал им лейтенант Уильям Блай, в прошлом участник третьей экспедиции Кука. Блаю предстояло плыть на остров Таити, взять там саженцы хлебного дерева и доставить их на Антильские острова. Предполагалось, что плоды этого растения станут дешёвой пищей для чернокожих рабов, трудившихся на английских плантациях. Кроме того, экспедиции надлежало изучить ряд островов в Полинезии и уточнить морские карты.
Плавание оказалось необычайно трудным. Отвратительная погода расстроила все планы: более месяца парусник штормовал у мыса Горн, но сильный встречный ветер так и не позволил ему выйти в Тихий океан. Пришлось повернуть на восток и идти на Таити через Индийский океан. Судно достигло цели только 26 октября 1788 г. - через 10 месяцев после выхода из Англии. Команда ступила на землю совершенно измученной, причём не столько из-за тягот затянувшегося рейса и плохой пищи, сколько из-за поведения командира, подвергавшего экипаж неоправданно жестоким наказаниям за малейшие нарушения.
Отдых на острове, не без оснований именовавшемся в то время земным раем, представлял собой разительный контраст с ужасающей жизнью на судне. Великолепная природа, обилие экзотических фруктов, любвеобильные грациозные таитянки - всё это заставляло моряков думать о продолжении плавания с содроганием сердца. 5 января три матроса бежали с корабля на шлюпке, но были пойманы, избиты и закованы в кандалы.
После почти пятимесячной стоянки, 4 апреля 1789 г., "Баунти" с саженцами хлебного дерева в кадках вышел в море. Жизнь экипажа вновь превратилась в ад. От дурного нрава командира страдали как нижние чины, так и офицеры. В очередной раз Блай избрал мишенью для придирок штурмана - лейтенанта Флетчера Крисчена, что роковым образом повлияло на дальнейший ход событий.
Накопленная за время плавания ненависть к командиру прорвалась наружу 28 апреля. Рано утром заговорщики вторглись в каюту Блая, связали его и вытащили на палубу для суда. Возглавивший бунт лейтенант Крисчен с трудом удерживал матросов от расправы. Не желая проливать кровь, он убедил их посадить командира в шлюпку и отпустить на все четыре стороны. Вместе с Уильямом Блаем в спущенный на воду баркас сели ещё 18 человек, не захотевших присоединиться к мятежникам из-за страха перед грозившей им виселицей. Капитану и его спутникам дали немного провианта, воды и четыре сабли, затем "Баунти" повернул назад, к Таити.
Между тем Крисчен понимал, что рано или поздно о бунте на корабле узнают в Лондоне и их начнут искать. Поэтому вскоре, оставив "земной рай", "Баунти" ушёл на остров Табуаи, где на выкупленной у местного вождя земле моряки приступили к возведению укреплённого поселения. Однако отношения с туземцами не складывались: то и дело возникали стычки, и жить на острове становилось опасно. Корабль вновь - в третий раз - прибыл на Таити. 16 человек экипажа решили поселиться здесь навсегда, а лейтенант Крисчен, 8 англичан и 18 таитян, в том числе 12 женщин, в сентябре 1789 г. отправились на "Баунти" в море. Почти 20 лет о них никто ничего не слышал... Моряки, покинувшие Таити на борту "Баунти", избежали карающего меча британского правосудия. Тем не менее, их судьба была трагичной. Лейтенант Крисчен в судовых книгах нашёл упоминание о необитаемом острове Питкерн, расположенном вдали от океанских трасс и на расстоянии 1300 миль от Таити. Судя по всему, островок вполне подходил для жизни. К нему и повёл лейтенант свой корабль, загрузив его, словно Ноев ковчег, разной живностью (козы, свиньи, куры, корова и бык). Однако из-за неточно указанных координат поиски Питкерна заняли около четырёх месяцев. Только в первых числах января следующего года "Баунти" бросил якорь у неведомой земли, очертания которой напоминали лежащего льва.
Необитаемый остров с плодородной землёй и богатой растительностью оказался идеальным местом для создания маленькой сельскохозяйственной колонии. Но, увы, построить земной рай здесь не удалось. На небольшом жизненном пространстве обострились все противоречия цивилизации. Не поделив женщин, англичане перессорились с таитянами-мужчинами, и началась настоящая межнациональная война. В ней погиб лидер колонии Флетчер Крисчен. Белые победили. Правда, их осталось только четверо. На свою беду бывшие моряки научились гнать из растений самогон, и вскоре двое принесли себя в жертву "зелёному змию". В 1801 г. На Питкерне жили англичанин Александр Смит, 9 таитянок и 19 детей.
В 1808 г. к затерянному в океане острову подошло американское промысловое судно "Топаз". К удивлению моряков, Питкерн был обитаем, а его юные жители выглядели как представители необычной расы. Лишь тогда выяснилось, что все они потомки мятежников с "Баунти".
Британские корабли добрались сюда лишь через шесть лет. Они нашли процветающую коммуну, старейшина которой, седой патер Алек, последний из мятежников А. Смит, исполнял обязанности священника и учителя. Англичане оставили его в покое. Кстати, сохранённая им судовая Библия с "Баунти" ныне находится в Британском музее в Лондоне...
Необычная история парусника и его экипажа издавна привлекала внимание писателей, журналистов и кинематографистов. В 1937 г. в Соединённых Штатах для съёмок фильма "Мятеж на "Баунти"" построили точную копию судна, благо его подлинные чертежи обнаружились в архиве. А спустя 23 года появился третий "Баунти", тоже кинематографический. Он родился в Канаде, был длиннее оригинала на 10 м и имел вспомогательный дизельный двигатель. 3 декабря 1960 г. судно пришло на Таити, где участвовало в съёмках одноимённого фильма, но теперь цветного и широкоформатного, соответствующего всем канонам Голливуда.

Created by Ferox&BiGeniX
Hosted by uCoz