В тот воскресный день 10 августа 1628 г. только что построенный
флагман шведского флота огромный 64-пушечный корабль "Ваза"
должен
был отправиться в первое плавание. Посмотреть на торжественно обставленное
действо собрались толпы людей. Среди зрителей находился и сам король
Швеции Густав II Адольф Ваза. Вот на расцвеченных флагами мачтах захлопали
паруса, загрохотал орудийный салют, окутав судно клубами порохового
дыма, и... Когда дым рассеялся, произошло невероятное: корабль стремительно
завалился на левый борт и скрылся под водой. Выяснилось, что внезапный
порыв ветра накренил "Вазу" так, что в орудийные порты нижнего
дека хлынула вода. С противоположной, сильно поднявшейся стороны палубы
начали срываться пушки, ещё больше увеличивая крен, и судно легло на
борт. Первое и последнее "плавание" флагмана продолжалось
только несколько минут...
Корабль сооружался на верфи в Стокгольме в течение трёх лет под личным
контролем монарха. Именно в честь шведской королевской династии судно
и получило название. "Величие Швеции зависит от Бога и от её флота",
- час-то повторял Густав Адольф своим подданным. Поэтому новому паруснику-флагману
предстояло быть самым крупным и мощно вооружённым кораблём в Балтийском
море. На его палубах находилось огромное для того времени количество
артиллерии - 64 орудия, в том числе 48 - калибра 24 фунта. Толщина шпангоутов
достигала почти полуметра. Всего на постройку "Вазы" ушло
40 акров дубового леса - более тысячи деревьев.
Впрочем, судостроители уделяли внимание не только мощи. "Ваза"
должен был олицетворять богатство королевства, и по роскоши убранства
он не имел себе равных. Достаточно сказать, что корабль украшали 500
(!) резных позолоченных фигур, выполненных лучшими европейскими мастерами.
Однако в погоне за внешним блеском проектировщики упустили много важного.
Корпус "Вазы" оказался слишком узким, а его обводы - чрезмерно
острыми, что резко снизило остойчивость. К тому же нижний ряд орудийных
портов располагался на высоте всего 1 м над водой, что грозило заливанием
уже при самом незначительном крене. Это и предопределило печальную судьбу
корабля...
Хотя, пожалуй, несправедливо называть её печальной. Наоборот, ныне "Ваза"
- самый известный корабль своей эпохи. Он единственный сохранился до
нашего времени. В тот роковой день первого выхода в море история флагмана
шведского флота не закончилась. В Балтийском море из-за низкой солёности
не водится червь-древоточец, и крепкий дубовый корпус судна очень долго
оставался совершенно целым. В 1961 г., после 333-летнего пребывания
на дне, "Ваза" был поднят и впоследствии отреставрирован!
Шведским инженерам приходилось решать сложнейшие задачи: в частности,
все деревянные элементы и детали несколько лет пропитывались особым
консервирующим составом. И теперь "Ваза" находится под крышей
специально построенного музея, расположенного на берегу острова Юргорден,
почти в самом центре Стокгольма.