Самым знаменитым из существующих военных парусников
по праву считается английский 104-пушечный линейный корабль "Виктори"
("Победа") - флагман адмирала Горацио Нельсона. Кажется невероятным,
но за два прошедших века парусник совсем не изменился: сохранилась вся
обстановка эпохи Наполеоновских войн. Вступая на палубу судна-реликвии,
ощущаешь, как стирается грань времён, и как бы переносишься в далёкий
золотой век паруса. Век, о котором говорили: корабли - деревянные, зато
люди - стальные...
Линкор "Виктори" сошёл со стапеля на верфи в Чатеме в 1765
г. (судостроители Д. Лок и Э. Аллин). Конструкция корпуса отличалась
особой прочностью: толщина бортов из двух слоёв обшивки, скреплённой
стальными болтами, составляла 60 см. Всего на постройку "Виктори"
ушло более 2000 деревьев, главным образом столетних дубов и вязов. Качество
работ оказалось отменным: к своему звёздному часу - Трафальгарскому
сражению - корабль уже достиг почтенного 40-летнего возраста, но по-прежнему
оставался крепким и полностью боеспособным. Его водоизмещение приближалось
к 3500 т, полная длина равнялась 67 м, ширина - около 16 м, осадка -
7,65 м. Экипаж насчитывал порядка 850 человек. Более половины из установленных
на четырех ярусах 104 пушек относились к тяжёлым - 32- и 24-фунтовым.
...Рано утром 21 октября 1805 г. британский флот под командованием вице-адмирала
Нельсона на параллели мыса Трафальгар встретил противника - объединённый
франко-испанский флот решил бросить вызов "владычице морей".
Нельсон велел перестроиться в боевой порядок и двинулся на сближение
с неприятелем. На мачтах флагманского корабля "Виктори" появился
флажный сигнал, ставший вскоре знаменитым: "Англия надеется, что
каждый исполнит свой долг". И вскоре после полудня прогремел первый
залп самого грандиозного морского сражения XIX в.
Союзный флот, который вёл французский адмирал Пьер Вильнёв, имел небольшой
численный перевес: 33 линкора против 27 у англичан, однако по уровню
подготовки существенно уступал противнику. Нельсон умело использовал
слабые стороны врага и, отказавшись от догм линейной тактики, разорвал
строй растянувшейся кильватерной колонны Вильнёва. Продольные залпы
британских кораблей оказались весьма эффективными, и вскоре центр франко-испанской
эскадры был отрезан от авангарда. Англичане сосредоточили огонь на флагманских
кораблях - французском "Бюсанторе" и испанском "Сантисима
Тринидад".
Линкор "Виктори", подошедший к неприятелю почти вплотную,
подвергся ожесточённому артиллерийскому и ружейному обстрелу. Находившегося
на палубе вице-адмирала Нельсона смертельно ранил французский унтер-офицер,
стрелявший с мачты корабля "Редутабль". Нельсон умер, уже
зная, что одержал победу.
В 17часов 30 минут сражение закончилось полным разгромом франко-испанского
флота. Союзники потеряли около 7000 человек убитыми, ранеными пленными
и 18 кораблей (17 было взято в плен, один сгорел), англичане - 1700человек,
7 кораблей получили повреждения. Британия сохранила за собой господство
на море, и в течение последующих 100 лет никто не решался его оспорить.
В 1922 г. "Виктори" установили в сухом доке в Портсмуте. После
реставрации корабль открыли для посещения. Ныне он является главным
экспонатом расположенного здесь музея и объектом паломничества миллионов
туристов.