Россия вошла в Европу, как спущенный корабль - при стуке
топора и громе пушек", - заметил А. С. Пушкин. Созданный в немыслимо
короткий срок, вобравший всё самое передовое из голландской и английской
кораблестроительных школ Российский флот уже через два столетия после
знаменитого указа Боярской думы, провозгласившей: "Морским судам
- быть", стал одним из лучших в Европе. Именно флот Пётр I назвал
своим любимым детищем, видя в нём главное свидетельство того, что изолированность
и вековая отсталость России канули в прошлое...
Начало Северной войны вынудило Петра взяться за создание флота на Балтийском
море. 24 марта 1703 г. на Олонецкой верфи (река Свирь) был заложен первый
относительно крупный корабль будущего Балтийского флота - фрегат "Штандарт".
Название судна весьма символично: одновременно с закладкой корабля Пётр
I ввёл новый флаг - царский штандарт, представлявший собой двуглавого
орла на жёлтом фоне. Примечательно, что орёл держал в лапах и клювах
четыре карты с контурами Каспийского, Азовского, Белого и Балтийского
морей. Это означало, что Россия отныне уже не сухопутная держава: она
получила выход сразу к четырём морям. Строительством фрегата руководил
Выбе Геренс - в прошлом корабельный мастер Ост-Индской верфи, с которым
Пётр познакомился ещё в Амстердаме. 1еренс покинул родину в 1697 г.
и приехал в Воронеж. Позже Выбе, а затем и его сын Питер, уже видные
кораблестроители, работали в Санкт-Петербурге и Архангельске. 22 августа
1703 г. "Штандарт" спустили на воду, а 8 сентября он под флагом
Петра Михайлова (Пётр I) отправился через Ладожское озеро в только что
основанный город Санкт-Петербург. В то время "Штандарт", скромный
по размерам корабль, являлся сильнейшей боевой единицей Балтийского
флота: только у него имелись на вооружении восьми- и шестифунтовые орудия
(все предыдущие суда несли только трёхфунтовые пушки).
"Штандарт" активно участвовал в Северной войне. В 1711 г.
его тимберовали в Санкт-Петербургском адмиралтействе. Фрегат находился
в боевом строю более 20 лет. В 1725 г. Адмиралтейств-коллегия решила
сохранить его как реликвию. Фрегат установили на берегу Кронверкской
гавани. Однако вскоре Екатерина I издала другой указ: "Для памяти
велено было хранить, но за гнилостью в сохранении никак содержать не
могли. В память его имени, какое Его величеством Петром I было дано,
заложить и сделать новый". Но возрождение петровского "Штандарта"
состоялось только три века спустя. Реплику знаменитого фрегата в 1995-2000
гг. построила группа энтузиастов из Санкт-Петербурга во главе с Владимиром
Мартусем. Чертежи судна воссоздавались по архивным материалам под руководством
историка Виктора Крайнюкова. Летом 2000 г. новый "Штандарт"
ушёл в своё первое дальнее плавание.