О Кораблях  
| Модели | Чертежи | История | О караблях |

Россия вошла в Европу, как спущенный корабль - при стуке топора и громе пушек", - заметил А. С. Пушкин. Созданный в немыслимо короткий срок, вобравший всё самое передовое из голландской и английской кораблестроительных школ Российский флот уже через два столетия после знаменитого указа Боярской думы, провозгласившей: "Морским судам - быть", стал одним из лучших в Европе. Именно флот Пётр I назвал своим любимым детищем, видя в нём главное свидетельство того, что изолированность и вековая отсталость России канули в прошлое...
Начало Северной войны вынудило Петра взяться за создание флота на Балтийском море. 24 марта 1703 г. на Олонецкой верфи (река Свирь) был заложен первый относительно крупный корабль будущего Балтийского флота - фрегат "Штандарт".


Название судна весьма символично: одновременно с закладкой корабля Пётр I ввёл новый флаг - царский штандарт, представлявший собой двуглавого орла на жёлтом фоне. Примечательно, что орёл держал в лапах и клювах четыре карты с контурами Каспийского, Азовского, Белого и Балтийского морей. Это означало, что Россия отныне уже не сухопутная держава: она получила выход сразу к четырём морям. Строительством фрегата руководил Выбе Геренс - в прошлом корабельный мастер Ост-Индской верфи, с которым Пётр познакомился ещё в Амстердаме. 1еренс покинул родину в 1697 г. и приехал в Воронеж. Позже Выбе, а затем и его сын Питер, уже видные кораблестроители, работали в Санкт-Петербурге и Архангельске. 22 августа 1703 г. "Штандарт" спустили на воду, а 8 сентября он под флагом Петра Михайлова (Пётр I) отправился через Ладожское озеро в только что основанный город Санкт-Петербург. В то время "Штандарт", скромный по размерам корабль, являлся сильнейшей боевой единицей Балтийского флота: только у него имелись на вооружении восьми- и шестифунтовые орудия (все предыдущие суда несли только трёхфунтовые пушки).
"Штандарт" активно участвовал в Северной войне. В 1711 г. его тимберовали в Санкт-Петербургском адмиралтействе. Фрегат находился в боевом строю более 20 лет. В 1725 г. Адмиралтейств-коллегия решила сохранить его как реликвию. Фрегат установили на берегу Кронверкской гавани. Однако вскоре Екатерина I издала другой указ: "Для памяти велено было хранить, но за гнилостью в сохранении никак содержать не могли. В память его имени, какое Его величеством Петром I было дано, заложить и сделать новый". Но возрождение петровского "Штандарта" состоялось только три века спустя. Реплику знаменитого фрегата в 1995-2000 гг. построила группа энтузиастов из Санкт-Петербурга во главе с Владимиром Мартусем. Чертежи судна воссоздавались по архивным материалам под руководством историка Виктора Крайнюкова. Летом 2000 г. новый "Штандарт" ушёл в своё первое дальнее плавание.

Created by Ferox&BiGeniX
Hosted by uCoz